Применение электронных закладных в системе нотариата
Сейчас в Российской Федерации реализуется сразу несколько программ по развитию информационного пространства, созданию общих моделей для работы государственных и муниципальных структур. При этом важным направлением является развитие электронного документооборота. Так, 16 декабря 2022 года в России была впервые заключена нотариальная сделка с использованием электронной закладной. Этот факт является отличным подтверждением преимуществ информационно-коммуникационных технологий и автоматизации процессов. Ранее было принято передавать все документы по ипотеке в Росреестр, и это занимало много времени.
Стоит отметить, что рассматриваемый объект представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой зафиксированы в электронном виде с подтверждением этого факта подписью. Для получения этой бумаги от заемщика требовалась подача обращения. Такая процедура существенно увеличивала сроки ожидания ответа. Светлана Некрасова утверждает, что: «Компания ДОМ.РФ. работает над ускорением процесса покупки жилья российскими гражданами. Уже сейчас процедура заключения нотариальной сделки по ипотеке стала быстрее».
Также у нотариата появилась возможность вести электронный документооборот по достаточно упрощенным стандартам. Это сделало реальным заключение ипотеки в один день. Нотариат в России уже несколько лет применяет цифровые технологии, например, для создания безопасных онлайн-сервисов. Эти инициативы будут реализованы и в следующем году. Компания «ДОМ.РФ» была создана еще в 1997 году, и за годы своего существования стала важнейшим институтом в рамках реализации инициатив в жилищной сфере Российской Федерации. Актуальная ситуация такова, что обойтись без автоматизации процессов невозможно. Создание единого информационного пространства улучшит показатели работы нотариальных служб по всей стране, а также сделает возможным в долгосрочной перспективе минимизацию рисков граждан при оформлении ипотеки.
Представители компании также утверждают, что нововведения позволят нотариусам подписывать закладные своими электронными подписями, и сразу же передавать их в Росреестр со всеми остальными документами. При этом не требуется подпись заемщика. Всего один день будет нужен для оформления ипотеки при обращении к нотариусу. Сейчас процедура выглядит следующим образом: регистрация ипотеки; передача данных в депозитарий.
Елена Мартынова, руководитель подразделения Росреестра по цифровой трансформации, добавила: «Электронный документооборот имеет множество преимуществ. А такой способ подачи сведений в Росреестр является обязательным для нотариусов, чтобы сделки с недвижимостью были признаны законными. Стоит напомнить, что с 2021 года в России реализуется проект, связанный с необходимостью совершенствования информационного взаимодействия муниципальных, государственных организаций, учреждений и органов управления. Идет сотрудничество с ФНП, а также с представителями ряда государственных структур». Сейчас почти 80% всех ипотечных сделок заключаются в течение 9 часов. Сроки оказания услуг стали минимальными, при этом снизилась нагрузка на работников Росреестра. На сайте ФНП работает Реестр распоряжений для отмены доверенностей, ранее выданных в письменной форме.