Удалось оспорить «обратное действие» налога на добычу полезных ископаемых
НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых четко определен в нормах законодательства Российской Федерации. При этом его ключевым признаком является «обратная сила». С учетом такой особенности, нефтедобывающие компании были обязаны выплачивать завышенную сумму (переплата за четыре месяца). Отдельно стоит отметить, что в Республике Татарстан принято судебное решение о незаконном использовании повышенной ставки НДПИ. Изменения вступили в силу по нормам ФЗ РФ №305 от 02.07.2021 года. Эта информация сейчас представлена в открытом доступе.
В этом нормативно-правовом акте установлены правила для налогоплательщиков. Однако по мнению большинства юристов, ряд положений отрицательно влияет на деятельность коммерческих организаций и предприятий. Отчасти по этой причине в ст.2 ФЗ РФ №305 закреплена общая норма по изменениям. Это позволило налоговым органам разных регионов пересчитать НДПИ.
А представителям юридического агентства «ЮНЭКС» удалось доказать в судебных инстанциях Республики Татарстан, что реализация «ухудшающих» положений по уплате НДПИ противоречит нормам Конституции РФ (общим принципам правовой системы страны). Так, ст.2 вступившего в силу федерального закона будет действовать лишь в отношении положений, которые положительно сказываются на деятельности налогоплательщиков.
Также стоит рассмотреть позицию сотрудника информагентства «Девон»: ФЗ РФ №305 позволил увеличить ставку по НДПИ для нефтедобывающих организаций, придал ей обратную силу. Нормы вступили в силу в сентябре 2021 года, а ставка реализовалась с мая 2021 года. Федеральная налоговая служба нарушила нормы законодательства. При этом были повышены льготы по акцизу (то есть обратный акциз) для предприятий этой отрасли промышленности. Преимуществом закона можно считать тот факт, что он упростил операционные и финансовые процессы организациям с нефтеперерабатывающими активами.
К тому же, нужно учитывать и положения ст.5 Налогового Кодекса Российской Федерации. Они определяют, что нормы федерального, регионального или муниципального законодательства, которые ухудшают статус налогоплательщиков, не имеют никакой обратной силы. А оценка положения субъекта выполняется для каждого случая по уплате НДПИ отдельно (чтобы избежать противоречий, нарушения норм законодательства и незаконных переплат).